После
того как железнодорожную
ветку продлили до Казани, было
решено построить более
вместительный вокзал. Однако,
вплоть до револиции,
пассажирам приходилось
довольствоваться тесным и
маленьким зданием вокзала, не
расчитанного на увеличившийся
в разы пассажиропоток.Реконструкция
Казанского вокзала 1910 года
проблему не решила.
Правление
Казанской дороги постановило
29 октября 1911 года строить
новый вокзал по проекту
архитектора Щусева. В июле
1912 г
. дорога, не дожидаясь
окончательного решения МПС по
новому проекту, начала строить
на станции Москва-Пассажирская
временный двухэтажный вокзал.
В феврале
1913 г
. в него перевели основные
службы, а старое здание
сломали.
К
концу 1913 года,после
необходимых согласований,
проект был утвержден в МПС.
Возглавил строительство сам
архитектор.Щусев задумал
вокзал не только как
функциональное здание, но и
как произведение архитектуры,
призванное украсить и
Каланчевскую площадь, и Москву.
Для росписи залов были
приглашены выдающиеся
художники: А.Н. Бенуа, Б.М.
Кустодиев, З.Е. Серебрякова, М.В.
Добужинский, Н.К. Рерих, А.Е.
Яковлев, И.А. Билибин, а позднее
- Е.Е. Лансере.
Однако не все из
задуманного удалось
осуществить. Началась первая
мировая война. После
октябрьской революции,
советская власть
национализировала все
железные дороги РСФСР, в том
числе и Московско-Казанскую.
Вместе с тем, несмотря на
разруху, работы на стройке
возобновились, хотя
стройматериалов не хватало. В
1919 г
., когда в главном корпусе
смонтировали
электроосвещение, состоялось
открытие части вокзала.
К июню
1922 г
. на Казанском вокзале были
готовы новые пассажирские
залы, и временный деревянный
вокзал, прослуживший 10 лет, был
сломан. Считается, что в
1926 г
. был завершен первый этап
строительства, а в
1940 г
. - второй.
В
1950-х гг. был достроен зал
пригородного сообщения,
который был соединён со
станцией метро «Комсомольская».
В 70-е годы началась
крупномасштабная
реконструкция вокзала, в ходе
которой была увеличена его
пропускная способность. К 850
летию Москвы, в 1987—1997 гг.
вокзальный комплекс
реконструировали: обновлён
облик, расширены и
перепланированы внутренние
помещения, сооружены крыши над
перронами, здание оснащено
современными техническими
средствами.
Поезда
с Казанского вокзала
отправляются в такие города
России как: Анапа, Адлер,
Казань, Кисловодск, Махачкала,Челябинск,
Новокузнецк, Самара, Ижевск,
Ростов и многих других.
Так
же поезда дальнего следования
с Казанского вокзала идут в
страны: Казахстан и Узбекистан.
Ежесуточно станция отправляет
и принимает 108 дальних и 230
пригородных поездов. В их
числе 50 скоростных поездов «Спутник»,
которые следуют до ближайших
подмосковных городов Люберцы
и Раменское. За прошлый год
станция обеспечила прибытие и
отправление 9,2 млн. дальних и
25,8 млн. пригородных пассажиров.
Казанский
вокзал сегодня - это
современный комплекс,
предлагающий пассажирам
разнообразные услуги и
одновременно - памятник
архитектуры, принесший автору
мировую известность. |