Безвокзалье
Новую ветку
построили быстро - чуть не на
год раньше срока. Лишь вокзала
не было. И Рязанско-Уральская
дорога договорилась с Курской,
что по соединительной ветке от
нынешнего Бирюлево (тогда
Загорья) до Царицыно поезда
будут прибывать на Курский
вокзал. В 1900 году дорога
наконец получила свой
собственный вокзал. Открытие
состоялось 1 сентября.
Назывался он тогда официально
Саратовским, а в разговорах -
"Вокзалом на Зацепе".
Павелецким он стал после 1941
года. Авторами проекта
разные источники называют
архитекторов как А.Красовского,
так и Ю. Дидерикса.
На четыре метра шире...
Здание вокзала было
построено по всем канонам:
основательное, симметричное, с
повышенным центром и высокими
окнами, просторное, с удобным
подъездом. При постройке были
соблюдены все нормы. Например,
полагалось по тогдашним
железнодорожным правилам на
пассажира 1 и 2 классов по 4,5 кв.
м, а на пассажира 3 класса 0.33 кв.м.
- так и было сделано. Помещения
для пассажиров, царские
комнаты, технические и
служебные помещения - все было
удобно и рационально
спланировано. Павелецкий вокзал
также стал стимулом для
развития целого района,
станция Павелецкая-Товарная -
основным центром складского
дела. Она снабжала Москву
зерном, мукой, крупами и
другими товарами, а также
нефтяными грузами. Возле
Павелецкого вокзала строились
дома, лавки, трактиры, конторы,
склады, появился Зацепский
рынок.
... и в 4 раза больше
В начале 80-х годов
прошлого века Павелецкий
вокзал пришлось
реконструировать - он перестал
справляться с объемом
перевозок. Имена авторов этого
проекта известны точно:
архитекторы А. Гурков, С.
Кузнецова и А. Воронцов. Они
сохранили облик вокзала и
площади, увеличив при этом
пропускную способность
вокзала в 4 раза, а объем здания
почти в 6. Со стороны площади
здание смотрится одноэтажным.
Однако на самом деле там
разместилось три уровня
пассажирских помещений,
технический этаж и системы
обслуживания. Именно на
Павелецком вокзале впервые
была опробована система
интермодальных перевозок, и в
аэропорт Домодедово
отправились аэроэкспрессы.
Пройти регистрацию на
авиарейс, сдать багаж теперь
можно прямо на вокзале - и
налегке отправляться в
аэропорт. В слиянии прошлого и
будущего Павелецкий вокзал
неспешно продолжает свою
работу. А мы как и раньше знаем,
что Павелецкий - это надежно.
|